Надежный поставщик IT-продуктов
 

Зачем нужна диспетчеризация энергоресурсов и КИПиА

Учет и контроль — вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, каждого потребительного общества, каждого союза или комитета снабжения, каждого фабрично-заводского комитета или органа рабочего контроля вообще.

В. И. Ленин

Диспетчеризация энергоресурсов (энергоучет) и оборудования КИПиА- это учет ресурсов, который делает расчет между потребителем и поставщиком ресурсов прозрачным процессом.

Что такое КИПиА — контрольно-измерительные приборы и автоматика (КИП и А), общее название всех средств измерений (СИ) физических величин веществ, контрольно-измерительных приборов, используемых для автоматизации процессов и производства.

Рано или поздно предприятие любой отрасли экономики сталкивается с проблемой автоматизированного учета энергоресурсов. Старые методы съема данных, когда энергетик «Вася» или кладовщица «Таня» с блокнотом в руке обходили приборы учета электроэнергии и записывали их показания, уходят в прошлое.

Данные с приборов учета электроэнергии требуются руководству предприятия постоянно в режиме онлайн, чего ручной съем по определению сделать не может.

Дистанционный сбор данных в режиме онлайн необходим в современных условиях жесткой конкуренции, для того, чтобы:

  • Снизить себестоимость потребляемой электроэнергии на единицу продукции и увеличить свою прибыль.
  • Создать систему эффективного зонного контроля за потреблением электроэнергии в разрезе объектов (цехов, участков, базовых станций) в режиме реального времени, что позволяет снизить физический объем потребляемых энергоресурсов, предотвращать аварийные ситуации, хищения энергоресурсов и простои действующего оборудования.
  • Предотвратить нерациональное использование электроэнергии, выражающееся в сверхнормативном их расходовании.

Простое внедрение учета (модернизация существующей системы) учета тепло-энерго-ресурсов промышленных и жилых объектов (тепло, вода, электричество, газ) приносит экономию от 5 до 20% в зависимости от ситуации. Кроме того, отметим что сбор данных — повышает эффективность учета. В случае применения систем АСКУЭ на ряде объектов, мы получаем дополнительную экономию до 15%.

Типовые примеры

Бизнес центр, например 10.000 м2 (1000-2000 человек)

  • затраты на электроэнергию ~ 10-15 млн. российских рублей в год;
  • затраты на тепло ~ 10 млн. российских рублей в год;
  • после внедрения учета электроэнергии сумма за год снизилась ~ 500 тыс. российских рублей;
  • однако, самое важное это затраты на тепло – если будет 1 месяц простоя в случае поломки, то это добавит 3-5% от общей суммы за год. Причем поломка может быть всего-лишь утечка или превышение диапазона разницы измерений между приборами (на подаче 2 кубометра, на обратке 1 кубометр теплоносителя).

Жилой дом ~9 этажей, стандартная «панелька»

Небаланс электроэнергии, формируется по следующим причинам:

  1. Разнесенное во времени снятие показаний между общедомовым прибором и квартирными счетчиками.
  2. Наличие у жильцов «зоопарка» оборудования, и, допустим преднамеренных хищений нет.

Устранить небаланс без внедрения единой системы невозможно. Общедомовые нужды в месяц на такой жилой дом составляет от 15-60 тысяч российских рублей.

Провести аудит и свести баланс вручную трудоемко.

Каждый жилец сейчас платит в около 100 российских рублей в месяц, и в этой сумме заложена оплата за соседа.

Что дает диспетчеризация?

Диспетчеризация (энергоучет) помогает:

  • потребителю сэкономить;
  • управляющим компаниям (УК) – снизить затраты и издержки — это 100% к сумме вашего общедомовых нужд из бюджета управляющей компании.

Единственный эффективный инструмент учета – подключение приборов учета к системам диспетчеризации.

Основной потребитель диспетчеризации — это промышленные, бюджетные, коммерческие объекты, управляющие компании, ТСЖ.

Однако, с ТСЖ все сложно, обычно жители многоквартирных домов не в состоянии адекватно оценивать плюсы и минусы таких систем в течение короткого собрания. Находятся жильцы, которые считают, что им всё бесплатно должно поставить государство. Большинство жильцов в реальности не могут оценить своей выгоды в ближайшей перспективе.

Контроль за всеми коммунальными ресурсами

Системы диспетчеризации (энергоучета) универсальны. С помощью проводной связи (RS232,RS485,Ethernet,PLC), беспроводной (GSM, GPRS, NBIoT), интернета можно собирать любые данные с приборов учета всех коммунальных ресурсов, например показания (энергию, расход) по:

  • холодной воде;
  • горячей воде;
  • электрической энергии;
  • газу;
  • тепловой энергии;
  • водоотведению;
  • кондиционированию.

В 2015 году 3GPP запустил стандарт NB-IoT, а уже в 2017 г. Мегафон, МТС (РФ, Беларусь), и другие начали работать в интернете вещей и в сфере М2М в ЖКХ.

С 2018 ООО «Европейские Системные Технологии» и ОДО «ТахатАкси» совместно c операторами сотовой связи A1(Velcome) и МТС успешно провели испытания технологии и устройств передачи данных NBIoT, а в настоящий момент являются одними из пионеров в Республике Беларусь в этом направлении.

ООО «Европейские Системные Технологии» поддерживает множество оборудования

Мы поддерживаем огромное количество различного оборудования КИПиА, различных производителей, типов и назначения:

  • общедомовые/квартирные теплосчетчики и вычислители;
  • расходомеры холодного и горячего водоснабжения (ХВС)/(ГВС), теплоносителя;
  • терморегуляторы;
  • электросчетчики;
  • счетчики газа (корректоры);
  • оборудование для передачи данных (GSM-модемы и Ethernet-преобразователи);
  • измерительные модули;
  • модули сбора данных (контроллеры).

Причем с каждым годом список моделей постоянно расширяется. 

Единое программное обеспечение диспетчеризации

Работая на рынке более 17 лет, ООО «Европейские Системные Технологии» разработало свои программные платформы и модули для быстрой, простой, понятной и функциональной системе.

Наши решения диспетчеризации могут быть представлены как локальными (один объект), так и удаленными (сеть объектов, отделенных друг от друга значительным расстоянием). В зависимости от этого системы будут использовать различное оборудование для подключения: локальная система – кабельное подключение к центральному компьютеру, удаленная система –  беспроводной путь (GSM-модемы, RF, NBIoT).

Возможен гибридный вариант подключения, вызванный особенностями строения объекта.

Cтроение системы, как в компьютере: пользователя не должно заботить, из какого оборудования строится система учёта, главное — получение достоверного значения в нужное время.

Мы можем обеспечить:

  • подключение приборов учета любых типов с открытым протоколом;
  • сбор в локальную или облачная базу данных;
  • подключение любых каналов связи;
  • доступ к базе через интернет или локально;
  • работа с программой онлайн (веб-сайт) — графики, таблицы, отчеты, сообщения.

К системе диспетчеризации можно подключить множество объектов. Причем опрос и выгрузка данных по всем приборам учета может составить всего несколько минут. Единая система мониторинга позволит в online-режиме:

  • единовременно регистрировать показания со всех подключенных к системе приборов учета;
  • отслеживать работоспособность приборов учета;
  • регистрировать пиковые нагрузки на инженерные системы;
  • выявлять и устранять проблемы в работе инженерных систем.

Для работы с нашими решениями понадобится «диспетчерский компьютер» с веб-браузером и «понимающий» специалист.

Все настолько просто и универсально, что легко быстро получить нужный Вам результат.

Дистанционный сбор

В случае отсутствия диспетчеризации — сбор показаний с приборов учета проводится работниками вручную и это отнимает много времени, что обусловлено:

  • количеством обслуживаемых объектов — цехов, зданий, домов и т.п.;
  • труднодоступным местоположением приборов учета;
  • невозможностью сверки показаний, например квартирных счетчиков или субабонетов;
  • большим расстоянием между обслуживаемыми объектами;
  • ручной фиксацией показаний в журнал учета с последующим внесением данных в электронный формат.

Автоматический сбор со всех узлов учета в сотни раз сокращает трудозатраты и время сбора данных. Становится возможным исключить из процесса «человеческий фактор» (ошибки). Данные со счетчиков собираются своевременно и достоверно.

Оптимизация штата сотрудников

Благодаря дистанционному сбору данных, поставщик энергоресурсов (управляющая компания) может провести оптимизацию штата сотрудников, отвечающих за узлы учета. Освобожденные силы могут быть направлены на задачи, которые не подлежат автоматизации. В связи с этим количество обслуживаемых объектов может быть увеличено в сотни раз.

Или для теплоснабжающих компаний — приходит человек и пишет от руки Акты о готовности к отопительному сезону.  Эти процессы можно перевести на дистанционное обслуживание, исключив лишние  трудозатраты инспекторов, посещающих подвалы.

Оповещение об авариях, нештатных ситуациях, поломках

Наши системы диспетчеризации имеют функцию информирования потребителей и аварийных служб:

  • неисправности узлов учета;
  • не нормативном потреблении коммунальных ресурсов;
  • возникновении нештатных ситуаций – прорывы труб ХВС и ГВС, падение давления теплоносителя в системе, отсутствие электропитания;
  • нарушении режима подачи коммунальных ресурсов.

Благодаря информации о том, какой тип инженерных систем/приборов учета вышел из строя, диспетчер может вызывать специалиста определенной специализации на устранение.

Имеется возможность настроить SMS и E-mail уведомление ответственным лицам и аварийным службам. Подобная функция позволяет оперативно реагировать и устранять неисправности инженерных систем.

Формирование электронных отчетов журнала учета

Кроме сбора данных с приборов учета, программное обеспечение ведет архив. Архив содержит показания за весь период подключения узла учета к системе. На «диспетчерском компьютере» возможно в несколько кликов сформировать отчет за интересующий период. Выгруженная информация может быть представлена в различных электронных форматах (doc, xls,.pdf и т.д.), а также в специализированных отчетных формах для ресурсоснабжающих организаций. Данные из отчета можно загружать непосредственно в расчетные системы. Процесс автоматизирован, более не требуется личная ежемесячная передача данных со всех объектов в расчетные центры.

Анализ статистических данных, оптимизация потребления

Система диспетчеризации – мощный инструмент аналитики, обусловленный:

  • круглосуточной работой – 24/7;
  • возможностью ежедневного/ежечасного/ежеминутного опроса подчиненных узлов учета;
  • возможностью визуализации графиков потребления коммунальных ресурсов с любой точки учета;
  • контролем качества поставляемых ресурсов (электроэнергия, количество тепловой энергии, масса теплоносителя);
  • визуализацией различных данных в форматах таблиц, графиков, гистограмм.

Благодаря обработке данных, потребители имеют возможность:

  • определять время и величину пиковых нагрузок на инженерные системы;
  • выявлять причины пиковых нагрузок;
  • изменять режимы расхода коммунальных ресурсов, например регулировать температурный режим теплоносителя согласно нормам потребления; 
  • достигать максимальной экономии за счет осуществления мероприятий по оптимизации потребления (управление режимом освещения подъездов, тех. помещений, коридоров);
  • быстро реагировать на возникновение аварий в инженерных системах (утечка газа, воды и теплоносителя, возникновение пожара).

Приятным плюсом является расчет экономии потребляемых ресурсов от месяца к месяцу. Данную информацию удобно представлять в отчетности.

Анализ качества предоставляемых коммунальных ресурсов

Потребитель, как никто другой, заинтересован в высоком качестве предоставляемых ему коммунальных ресурсов. Недостаточная температура в системах отопления и низкая температура горячей воды в жилых помещениях негативно сказывается на здоровье людей. В свою очередь, ненадлежащее качество электроэнергии способно вызвать поломки электрооборудования, а также быть причиной возникновения аварий на производстве.

Система диспетчеризации позволяет контролировать в режиме реального времени различные показатели потребляемых коммунальных ресурсов и обеспечивать безопасную работу оборудования КИПиА , например:

Для теплоснабжения:

  • температура и давление теплоносителя;
  • расход теплоносителя;
  • масса теплоносителя;
  • тепловая энергия;
  • количество теплоты;
  • время работы;
  • температура наружного воздуха.

В результате диагностики теплоснабжения корректируется режим теплоснабжения, отсутствует «недотоп» и «перетоп», тепло расходуется более экономно. Стоимость отопления квартир снижается, производится перерасчет платежей, тарифы на тепло меняются в меньшую сторону.

Для электрической энергии:

  • полная мощность S фазная и суммарная, (кВ·А);
  • активная мощность P фазная и суммарная, (кВт);
  • реактивная мощность Q фазная и суммарная, (кВар);
  • напряжение фазное и среднее,(В);
  • ток фазный и средний, (А);
  • углы фазового сдвига между гармоническими составляющими тока и напряжения;
  • частота, (Гц);
  • время отключения от электросети, (мин).

Возможность поминутного опроса позволяет зафиксировать перепады параметров потребления. Фиксация данных в архиве позволяет выдать полную картину просадок показателей за длительный период времени.

С данными отчета можно выставлять претензии за предоставление коммунальных ресурсов неудовлетворительного качества. Достоверность ваших данных и обоснованность претензии может быть обеспечено удовлетворяющим классом точности (класс А) используемого прибора учета, а также действующим свидетельством о поверке измерительного оборудования (счетчика).

Основными службами предприятия. которые заинтересованы в диспетчеризация энергоресурсов и оборудования КИПиА являются службы КИПиА и главного энергетика.

Основные задачи службы КИПиА следующие:

  • обслуживание и техническая эксплуатация приборов и оборудования;
  • ремонтные работы контрольно-измерительных приборов и других видов аппаратуры;
  • контроль за поступлением средств автоматизации на производство, составление актов приема, проверке работоспособности приборов и средств автоматизации, проверка подлинности клейм и аттестатов, контроле за качеством монтажно-наладочных работ и соответствие их проекту.